Окончил Иркутский государственный педагогический институт  (1963) по специальности “Учитель основ производства труда в учебных мастерских и физики средней школы”. Отличник просвещения РСФСР, Заслуженный деятель науки РФ, академик Международной педагогической академии. Доктор педагогических наук, профессор. Защитил кандидатскую диссертацию в 1963г. Докторскую диссертацию по теме “Методические основы эффективного использования учебно-материальной базы для трудовой подготовки учащихся и общеобразовательной школе” защитил в 1989 г. в НИИ трудового обучения и профессиональной ориентации. С марта 1991 по 2006г. являлся Председателем диссертационного совета Д.212.155.09. В настоящее время является членом двух диссертационных советов при МГОУ и Томском Государственном Педагогическом Университете в отрасли “педагогика и методика профессионального образования». Он подготовил 124 кандидата наук и 38 докторов наук. У Эдуарда Дмитриевича 259 публикаций. Новожилов Э. Д. является автором "Комплексно-технологической системы производственного обучения" (КТСПО) (Подробно см. в Энциклопедии профессионального образования). Имеет авторское свидетельство № 611770 на изобретение “Универсальный одноместный стол-верстак для учебных мастерских” 28/11 – 1978.

Награды: Медаль  К.Д. Ушинского; две медали ВДНХ СССР.

Основные труды:

1. Научно-педагогические основы оборудования школьных мастерских. Педагогика, 1986 г.

2. Комплексно-технологическая система профессионального образования. // Энциклопедия профессионального образования, М., 2000

3. Вопросы профессиональной подготовки учащихся в машиностроении: Монография,- М.: 2005.

4. Приспособления в единичном и мелкосерийном производстве. Учебное пособие для образовательных учреждений начального профессионального образования. Дрофа 2005.

5. Рабочее место на предприятии (машиностроительное производство). 2005 (В соавторстве)

6. Рабочее место на предприятии машиностроения. Монография, 2006.

7. Научное исследование (логика, методология, эксперимент):  Монография,-М.: Физматлит, 2007.

8. Технология и предпринимательство 2007.

9. Теория и практика определения экономической эффективности образования.// Вестник МГОУ. Серия «Педагогика», 2010.  № 3 . С.155-162.