Окончил ташкентский государственный медицинский институт (1965). Его трудовая деятельность связана с медициной, педагогикой и психологией. Начинал трудиться в медицинском институте на кафедре нервных болезней в должности ассистента, а, впоследствии, доцента. Заведовал неврологическим отделением в базовой клинической больнице Четвёртого Главного управления Минздрава СССР. Трудился  на научном поприще, в качестве руководителя отдела НИИ Минздрава СССР и Министерства здравоохранения России. В настоящее время - декан факультета специальной педагогики и психологии МГОУ, заведующий кафедры «специальная психология и коррекционная педагогика» МГОУ. Кандидат медицинских наук (1972), тема диссертации: «Об эффективности ферментативного лечения лидазой посттравматических невритов». Доктор медицинских наук (2006), тема диссертации: «Научное обоснование стратегии формирования и развития системы организации комплексной реабилитации детей инвалидов в Российской Федерации». Доктор высшей ступени в области медицинских наук (1997). Ассоциированный профессор (1998). Академик международной академии наук и искусств (1999). Академик Российской Академии медико-технических наук (2006). Входил в состав рабочей группы по подготовке проекта Федерального закона «Об образовании» в части регулирования вопросов касающихся образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании). Является членом учебно-методической комиссии (УМК) по специальной педагогике и психологии, учебно-методического объединения (УМО) по педагогическому образованию Минобрнауки России. С 2009 года председатель государственной аттестационной комиссии (ГАК) на дефектологическом факультете Московского государственного педагогического университета (МПГУ) по специальностям: олигофренопедагогика и специальная психология. Основная область научных интересов: специальная психология и специальная педагогика, неврология, медико-социальная и психолого-педагогическая реабилитация. Профессиональные интересы: разработка новых более эффективных подходов к проблеме реабилитации детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в системе образования. Автор свыше 250 научных публикаций, среди которых учебники с грифом УМО по педагогическому образованию Министерства Образования и Науки, ряд учебных пособий, монографий, учебно-методических комплексов по дисциплинам кафедры, методические рекомендации, а так же множество статей в отечественных и зарубежных изданиях.

Награды: Золотая медаль им. А.Чижевского, ряд орденов и медалей. Лауреат государственной премии губернатора Московской области. Почетные грамоты: губернатора Московской области и Министерства образования Московской области. Благодарственное письмо от Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

 

 

 

Основные труды:

  1. Травматические невриты. Монография. Издательство «Медицина» УЗССР, Ташкент, 1974.-152с., ил.  
  2. Клиника и лечение заболеваний периферической нервной системы. Монография. Издательство «Медицина» УЗССР, Ташкент, 1984.-175с., ил.
  3. Высшие мозговые функции. Учебное пособие. М.: Изд-во МПУ «народный учитель», 1999. 180с. 
  4. Интеллектуальные нарушения. Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2004.-448с. ил.
  5. Научное обоснование стратегии формирования и развития системы организации комплексной реабилитации детей-инвалидов в Российской Федерации. Монография. - М.:ООО «Диана», 2006.-357с.
  6. Клиника интеллектуальных нарушений. Учебник. – М.: Педагогическое общество России, 2009.-320с.
  7. Единая межведомственная система организации комплексной реабилитации и профилактики в Российской Федерации (авторская модель), - М., 2009.