Федоренко Лидия Прокофьевна (1912, с. Меловое Харьковской области – 1995, Москва) – доктор педагогических наук, профессор, выдающийся методист и педагог. После окончания в 1936 г. педагогического инсти­тута в Ростове-на-Дону начала работать учительницей русского языка средней школы под Владивостоком (1936–1939), затем в Первомайском районе Москвы (1939–1945 гг.).  С 1945 г. находилась в длительной командировке в Иране по поручению Министерства иностранных дел СССР (директор советской средней школы при Вице-Консульстве СССР в г. Пехлеви). С 1948 г. – аспирант НИИ методов обучения АПН РСФСР, в 1951 г. – защита кандидатской диссертации на тему: «Методика развития речи и мышления учащихся в связи с изучением сложноподчинённого предложения». С 1951–1954 гг. – доцент Загорского педагогического института, в 1953 г. приглашена на должность старшего научного сотрудника в АПН РСФСР, в НИИ методов обучения, сектор школ рабочей молодёжи. В 1966 г. защитила докторскую диссертацию («Принципы и методы обучения русскому языку в средней школе»). Звание профессора получила в 1968 году. С 1967 г. до последних своих дней – профессор кафедры методики преподавания русского языка и литературы МОПИ.

С 1969 г. по 1973 г. проводит широкий эксперимент в Москве, в Сверд­ловской, Ленинградской, частично в Псковской, Кировской областях; участвует в апробации экспе­риментальных учебников для 5–8 классов, издан­ных НИИ школ («Просвещение»). Выпол­няет поручения Минвуза СССР, а именно инспектирует постановку преподавания методики русского языка, оказывает помощь преподавателям Тобольска, Воро­нежа, Петропавловска Казахского, Южно-Сахалинска и др., выполняет поручения ВАК СССР (экспертиза, обобщающий анализ исследований по методике русского языка). Долгие годы работала председателем секции русского языка и литературы в Госпрофобре СССР: член экспертных советов по защите диссертаций в НИИ ПРЯНШ АПН СССР, в Институте им. А.С. Пушкина, в МОПИ им. Н.К. Крупской.

Область научных интересов – теоретические вопросы, связанных с анализом предмета методики русского языка в средних и высших учебных заведениях, закономерности усвоения родной речи, про­цесс становления, так и способность совершенствования интеллекта, эмоциональной сферы мозга, памяти.

Автор трудов, посвящённых актуальным вопросам теории методики русского языка, ме­тодических пособий, учебников русского языка для средней общеобразовательной и вечерней школы, методик грамматики и развития речи учащихся.

 

Основные труды:

  1. «Развитие речи учащихся на уроках грамматики» (1955)
  2.  «Упражнения для закрепления знаний по грамматике» (1955)
  3. «Повторение морфологии на уроках синтаксиса» (1957)
  4. «Принципы и методы обучения русскому языку» (1964)
  5.  «Русский язык: Учебное пособие для 5–8 классов заочной общеобразовательной средней школы и для самообразования» (1965)
  6.  «Русский язык: Учебник для 4 класса» (1968)
  7.  «Русский язык: Учебник для 5–6 классов (1969)
  8.  «Родной язык. Пособие для учащихся дошкольных педучилищ (1970)
  9.  «Русский язык: Учебник для 7 класса (1971)
  10.  «Русский язык: Учебник для 8 класса» (1972)
  11.  «Принципы обучения русскому языку» (1973)
  12.  «Методика  развития речи  детей  дошкольного возраста» (в соавторстве с Г. А. Фомичёвой, В. К. Лотарёвым, 1977)
  13.  «Практикум по орфографии и пунктуации» (в соавторстве с В. К.Лотарёвым, 1979)
  14.  «Русский язык. Пособие по лексике и морфологии: Учеб. пособие для средних ПТУ» (1983)
  15.  «Русский язык. Пособие по синтаксису: Учеб. пособие для средних ПТУ» (1983)
  16.  «Методическое руководство по русскому языку для преподавателей: Метод. пособие для средних ПТУ» (1983)
  17.  «Закономерности усвоения родной речи» (1984)
  18.  «Анализ теории и практики методики обучения русскому языку» (1994)