Абакумов Сергей Иванович (23.05. (4.06.) 1890, г. Чебоксары — 7.05.1949, г. Москва). Окончил историко-филологический факультет Императорского Казанского университета (1912) с дипломом I степени. Удостоен Золотой медали за сочинение «Богатырское слово в списке Буслаева и Барсова». С 1913 г. оставлен для подготовки к профессорскому званию при кафедре русской литературы Казанского университета. Принимал участие в работе Первого всероссийского съезда преподавателей русского языка и словесности (1916–1917). Преподавал в средних и высших учебных заведениях: в гимназиях, на рабфаке, в средней школе. Доктор филологических наук (1941), тема исследования: «Пунктуация в памятниках русской письменности XI–XVI вв.». Большую часть жизни преподавал в вузах Москвы и занимался разработкой методики преподавания русского языка в научно-исследовательских учреждениях: с 1930 по 1941 гг. — в МГПИ им. В. И. Ленина,  с 1944 г. — профессор, затем зав. кафедрой русского языка МОПИ им. Н.К. Крупской, с 1944 по 1949 гг. — в НИИ методов обучения Академии педагогических наук. Главный редактор журнала «Русский язык в школе» (1946–1949). Член-корреспондент АПН РСФСР (1947). В начале профессиональной деятельности исследовал проблемы истории русской литературы: «Несколько слов о Лермонтовской юбилейной конференции». В 1920-е гг. в научной печати выступил в полемике по проблемам так называемого «формального» языкознания в числе ведущих представителей этого направления — Д.Н. Ушакова, А.М. Пешковского, Н.Н. Дурново и др. Признанный методист и теоретик современного русского литературного языка. В 1930–1942 гг. участвовал в подготовке учебных программ по русскому языку для средней школы. Автор многочисленных методических руководств, рабочих тетрадей, материалов по планированию учебных занятий, сборников упражнений и др. Автор более 150 работ. Область научных интересов: проблемы преподавания грамматики, пунктуации и методов правописания в вузе и школе, русский литературный язык, устная и письменная речь, методика преподавания и обучения русскому языку, стилистика. Представитель логического направления в понимании основ русской пунктуации. Особое значение в его научной деятельности имеет его книга «Современный русский литературный язык» (1942) — первый систематический вузовский курс, построенный на новых принципах, с учетом теоретических разработок В.В. Виноградова. Во время дискуссии по книге В.В. Виноградова «Русский язык (Грамматическое учение о слове)» (1947) выступил в защиту научной концепции ученого на страницах журнала «Русский язык в школе». Также изучал проблемы грамматической и стилистической нормы, разработал классификацию стилистических ошибок, уделял особое внимание дидактике речевых способностей учащихся. Занимался усовершенствованием русской орфографии. Работал в составе методических комиссий АПН РСФСР.

 

Основные труды:

  1. Ответ Н.Н. Дурново // Родной язык в школе, 1924. №6
  2. Творческое чтение. Опыт методики чтения художественных произведений в школах начального типа. Л., 1925
  3. Учебник русской грамматики. Опыт применения принципов научной грамматики к школьно-грамматической практике. М.-Пг., 1923; 4-е изд. — Л., 1926
  4. На путях к новому учебнику. Вып. 1, 2.  – М., 1925–1927
  5. Справочник по правописанию. Научно-педагогической секцией Государственного ученого совета допущено для школ II ступени. – М.-Л., 1928
  6. Рабочая книга по русскому языку. – М.-Л., 1931
  7. К вопросу об отношении русского письма к русскому языку // Русский язык в школе, 1937. №1
  8. Сборник упражнений по правописанию. – М., 1939
  9. О букве ё // Учительская газета, 23 дек. 1942
  10. Современный русский литературный язык. – М., 1942
  11. Вопросы пунктуации в трудах русских книжников XV–XVIII в. // Уч. зап. МОПИ им. Н. К. Крупской. Т. 12. Труды каф. русск. яз. Вып.1. 1948
  12. Методика пунктуации. M.-Л., 1947; 4-е изд. — М., 1954