После окончания средней школы поступил учиться в Одесское артиллерийское училище на отделение топографической разведки, которое в начале войны находилось в г. Сухой Лог Челябинской области. За месяц до окончания учебы направлен на Сталинградский фронт, где принимал участие в обороне города. Принимал участие в Орловско–Курском сражении.Воевал в составе войск Донского, Степного, 2 и 3 Украинского фронтов, прошел с боями тяжелый путь от Сталинграда до Вены.После  Великой Отечественной войны  поступил на педагогический  факультет   Государственного центрального института физической культуры, который окончил  в 1950 г. по специальности преподаватель физического воспитания. После окончания аспирантуры  МГПИ им. В.И. Ленина в 1964 г. присуждена   ученая степень кандидата биологических наук. Диссертационное исследование было подготовлено под руководством известного физиолога труда С.А.Косилова на тему: «Влияние кратковременных физических упражнений, проводимых в середине учебного дня, на функциональное состояние организма учащихся 5-8 кл.». Звание профессора присуждено по кафедре общая и педагогическая  психология  в 2007 г. Академик международной педагогической академии (1999).Трудовой стаж начался с 1950 г. в Нижне-Тагильском педагогическом институте (Старший преподаватель, доцент, заведующий кафедрой), продолжался в Калининском педагогическом институте (доцент кафедры психологии)  и с 1971 в Московском педагогическом институте им. Н.К.Крупской – МПУ – МГОУ. Педагогическая и научная деятельность  совмещается с общественной работой, за что неоднократно награждался почетными грамотами. Много лет проводил работу со слушателями народного университета (отделение наставничества молодежи), за что награжден Знаком ВЦСПС «Наставник молодежи» и Знаком «За отличную работу». Читает лекционные курсы: «Общая психология», «Возрастная психология», «Социальная психология» «Педагогическая психология», а также спецкурс: «Психология конфликта». Для дистанционного обучения в издательстве «Автокнига» выпущено 10  учебных пособий  («говорящая книга») по разным вопросам возрастной психологии. В написании учебных пособий большую помощь оказывает жена: Нина Вячеславовна Волкова, преподаватель педагогического колледжа №5, заслуженный учитель школы Р.Ф., лауреат премии  мэрии г. Москвы в области образования. Многолетняя плодотворная работа сочетается с активными занятиями спортом: горные, велосипедные, лодочные, лыжные, пешие путешествия, плавание. Увлечен техникой, электроникой,  помогает создавать приборы для психологических исследований. Опубликовал более 200 научных работ.

Награды: ордена Отечественной войны 1 степени (1985), Красной Звезды (1944), медали: За Отвагу (1942,1943), За оборону Сталинграда (1943), Взятия Будапешта (1947), Взятие Вены (1947), За победу над Германией (1946), 20 лет Победы (1966), 50 лет вооруженных сил (1970), 30 лет Победы (1975), 40  лет Победы (1985), 60 лет вооруженных сил (1979), 70 лет Вооруженных сил (1988), медаль Жукова (1996), 50 лет Победы (1995), 850 лет Москвы (1997), 60 лет Победы (2005), 65 лет Победы в Сталинградской битве (2008). Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации (2002).

Основные труды:

  1.       Психология ранней юности: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. М.: Сфера, 2001. в 2-х частях. Практические ситуации;
  2.       Детская психология в вопросах и ответах. М., 2002;
  3.       Психология младшего школьника: Учебное пособие / М.: Пед. общ-во России, 2002.;
  4.       Психология развития человека. Издательство: Академический Проект, 2004;
  5.       Младший школьник: Как помочь ему учиться. - М.: Академический Проект, 2004.;
  6.       Психология юности и молодости.  М.: Академический Проект: Трикста, 2006.;
  7.       Дошкольная психология: учебное пособие.- Москва: Академический проект, 2007;
  8.       Психология подростка. - Издательство: Питер, 2010.