Арямов Иван Антонович (24(05).01(02).1884, г. Наровчат, Пензенской губернии – 30.09.1958, г. Москва). Окончил Пензенскую учительскую семинарию. С 15 лет работал учителем в школе грамоты.  Окончил  естественное отделение физико-математического факультета Московского университета (1912) и медицинский факультет того же университета (1916). После Октябрьской революции, с 1918 по 1923 г. – работал заведующим Пензенским губернским подотделом охраны здоровья детей, преподавателем фельдшерской школы, преподавателем института народного образования, главным врачом психиатрической лечебницы, заведующим губернским отделом народного образования. В то же время являлся председателем совета Народного Университета. В конце 1923 г. – был направлен на научно-исследовательскую работу в Москву, где работает профессором Института физической культуры, преподавателем Высших научно-педагогических курсов при втором МГУ и в педвузах. Доктор педагогических наук, профессор. С 1937 года в течение 20 лет был профессором Московского областного педагогического института им. Н.К. Крупской. В 1941 г. - была открыта кафедра психологии, которую он возглавлял до 1958 г. Кафедра занималась проблемами возрастной и педагогической психологии, психологии личности. Учебные занятия и научную работу осуществляли 6 преподавателей: 2 профессора, доктора наук, 3 доцента и 1 преподаватель. Совместно с П.П. Блонским являлся одним из лидеров биогенетического направления отечественной детской психологии и педологии. Исследовал проблемы полового воспитания детей, взаимоотношения личности и коллектива. Им написано более 90 статей по вопросам педагогики и психологии, в том числе 15 монографий. Большой заслугой И. А. Арямова являются его работы, посвященные возрастным особенностям ребенка и школьника. Он разрабатывал вопросы педагогической и детской возрастной психологии, школьной гигиены, проблемы семейного и дошкольного общественного воспитания, его работы принадлежали к числу первых советских исследований в области возрастной психологии и имели немаловажное практическое значение для воспитательной работы учителей и родителей. Был одним из первых отечественных педагогов, настоятельно рекомендовавших уделять должное внимание умственному развитию детей, начиная с дошкольного возраста.

Награды: орден Ленина, знак «Отличник просвещения РСФСР», звание «Герой Труда» (1922, Пензенский губсовет профсоюзов).
Основные труды:
  1. Рефлексология детского возраста. М., 1924.
  2. Общие вопросы рефлексологии. М., 1925.
  3. Основы педологии. М., 1927.
  4. Школьная гигиена. М., 1940.
  5. Возрастные особенности школьника. - М.: Учпедгиз, 1940.
  6. Особенности детского возраста. - М.: Учпедгиз, 1953.